Главная

Главного дизайнера, начальника Креативного бюро «Мира книги» Сергея Борисовича Шехова коллеги зачастую за глаза называют «профессор». Представительная внешность, непоколебимое спокойствие и доброжелательность, да еще и работа преподавателем в одном из престижных московских вузов, вероятно, и способствовали тому, что этот титул прижился.

– Сергей Борисович, расскажите, пожалуйста, о том, как Вы пришли в профессию?

В 1975 году я окончил художественный факультет Полиграфического института. Моя профессия по диплому – художник-график, и именно этой профессией я и занимаюсь всю жизнь. Долгое время работал вне штата, сотрудничая с различными издательствами, то есть был тем, кто сейчас называется фрилансером. Занимался в основном иллюстрированием, хотя приходилось сталкиваться и с дизайном. За эти годы оформил и проиллюстрировал, наверное, около 300 книг. Было всякое – и неудачи, и успехи, были даже всякие премии. Получал диплом за лучшую книгу года, медали ВДНХ разныхдостоинств, медаль имени Ю.А. Гагарина, премию «Странник», хорошо известную среди любителей фантастики. Интересно, что с фантастической литературой, которой я никогда особенно не увлекался, у меня очень много связано. Так сложилось, что мне много раз приходилось оформлять и иллюстрировать именно фантастику. Можно сказать, что в этой области у меня большой авторитет (улыбается).

 

– А интерес к рисованию, живописи он уже в детстве проявился?

Да, сколько себя помню – всегда рисовал. Ходил во всякие изостудии при Домах пионеров, потом в детскую художественную школу. Во многом на выбор профессии повлиял мой отец. Он был очень интересным человеком – начав с работы в авиационной промышленности и став крупным хозяйственником, он однажды весьма круто изменил свою жизнь, занявшись в начале 60-х дизайном или, как тогда это называлось – художественым конструированием. Он был организатором и первым директором знаменитого 1-го московского СХКБ – Специального художественно-кон­структорского бюро.

Сейчас уже выросли мои дети. Дочка оканчивает институт по моей же специальности, собирается тоже стать дизайнером, а сын выбрал очень близкую сферу – он стал ювелиром.

 

 

– Вы преподаете в институте. Расскажите об этом немного.

Я преподаю в Институте современного искусства на факультете Дизайн. Это очень серьезный институт, на факультетах которого представлено большинство творческих специальностей. У нашего инситута уже довольно большая история – нам 16 лет, в свое время институт стал первым негосударственным ВУЗом в сфере культуры и искусства. К слову сказать, именно в нашем вузе учатся многие из участников «Фабрики Звезд». Кроме того, среди наших студентов есть и сотрудники «Мира книги».

Я преподаю специальность «Графический дизайн», преподаю уже шестой год, и до сих пор мне это не надоело, а, напротив, я получаю от этого огромное удовольствие. Вообще, преподавание, передача опыта дает и самому наставнику очень многое – и стимул к развитию, и поддержку формы, а главное – преподавание дает возможность взглянуть на то, что ты, казалось бы, очень хорошо знаешь, новыми глазами. Кроме того, нужно, что называется, «держать руку на пульсе», быть в курсе всех инноваций в области современного дизайна и компьютерных технологий.

У нас очень хороший преподавательский коллектив, и очень ценно, что большинство преподавателей являются практикующими дизайнерами, художниками, скульпторами и архитекторами. Мы стараемся не ограничиваться только аудиториями института. Последнее время у нас сложились очень добрые и плодотворные отношения с Третьяковской галереей, где проходит ряд занятий по истории искусства и истории культуры. А сейчас, по предложению галереи, студенты нашего вуза заняты подготовкой «Арт-елки» – традиционной выставки, проводимой в канун Нового года в здании ЦДХ на Крымском валу.

– А как Вы оцениваете современное искусство и, в частности, живопись?

Если коротко, то, как мне кажется, искусство переживает сейчас не лучшие времена. И не только у нас, в России, но и во всем мире, так что можно говорить о глобальном кризисе. Но, хочется верить, что за этим кризисом будет подъем и искусство выйдет на новый виток в своем развитии.

Если же говорить о моих личных художественных пристрастиях, то это   Рембрандт, Вермеер, Сезанн, Матисс…

 

– Вы носите серьгу в ухе. Это для Вас что-то означает?

Еще в детстве мне хотелось носить серьгу. Ведь это своего рода символ мужественности. Серьгу носили военные, бреттёры, моряки, казаки и, если говорить о исторической достоверности, то серьга в прошлом была не только женским украшением, но и сугубо мужским аксессуаром. Однако во времена моего пионер-ского детства и комсомольского отрочества об этом нечего было даже думать. Поэтому я осуществил свое детское желание гораздо позже, за компанию с сыном, который, впрочем, серьгу вскоре снял, а я вот ношу до сих пор и уже даже и замечать перестал.

 

– Заставка Вашего компьютера – симпатичные таксы. У Вас тоже есть такая собака?

Да, я очень люблю эту замечательную породу, и у меня в доме уже мого лет всегда живут две таксы. Большинство людей относятся к этим собакам иронично, давая им всякие смешные прозвища, но не все знают, что это очень смелая охотничья собака, яркая представительница так называемых «норных» пород, с которой уже не один век охотятся на лис, енотов и барсуков. Это не комнатная игрушка, а серьезная собака с очень сильным характером и повышенным чувством собственного достоинства, которая вполне может постоять и за себя, и за своего хозяина. Когда-то я очень серьезно и увлеченно занимался работой с этой породой в Московском обществе охотников и рыболовов, и даже несколько лет на общественных началах работал инструктором по обучению собак работе в норе или «притравщиком», как говорят собачники.

Биография

Статья

Фотоальбом

Интервью